Нажимая на кнопку "Позвоните мне!" я даю свое согласие на обработку персональных данных и принимаю условия соглашения
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 2015 является аналогом международного ISO 9001 2015.
Разработчики сохранили базовые идеи предыдущих версий, облегчили язык документа, сократили число директивных указаний. Обновлённый единый подход к структуре упрощает его интеграцию с остальными системами менеджмента, внедрёнными в организации.
В статье более подробно рассматриваются отличия ISO 9001 2015 от более ранних версий (ISO 9001 2008, ГОСТ ИСО 9001 2011 и т.д.).
Узнать, как получить сертификат ISO 9001 в своем регионе
Содержание стандарта ИСО 9001 2015 эксперты перекомпоновали и структурировали согласно единого подхода ко всем стандартам систем менеджмента.
Названия разделов, их количество и порядок определены специальной директивой Международной организации по стандартизации в качестве структуры верхнего уровня.
Единство структуры стандартов, базовых положений, отсутствие разночтений в терминологии позволяют поступательно внедрить несколько стандартов в единую систему менеджмента одной организации, исключить противоречия и путаницу. Например, стандарты серии ИСО 9000 органично интегрировать с требованиями ИСО 14001, OHSAS 18001, ИСО 27001, ИСО 13485 и т.д.
Впервые изменения ISO 9001 2015 требуют учитывать факторы, которые влияют на стратегическое развитие организации, её способности управлять качеством и достигать целевых результатов.
Речь идёт о прямом или косвенном влиянии внешних сил — законодательных, технологических, социокультурных, экономических, — которые действуют на глобальном, национальном или локальном рынке. А также о факторах внутренней среды организации, её ценностях, культуре, знаниях, ресурсах и результатах деятельности.
Понимание действия факторов окружения организации, регулярный мониторинг изменений среды позволяет вовремя оценить риски и превентивно снизить их.
Такой подход делает систему качества более гибкой к текущим и будущим изменениям среды.
В отличие от 2011 года и более ранних версий - ИСО 9001 2015 разворачивает внимание организации на активные заинтересованные стороны и их требования.
Стандарт призывает идентифицировать не только потребителей, но и другие лица — поставщиков, дистрибьюторов, транспортные, сервисные, финансовые, прочие организации.
Важно их круг сузить до тех, кто действительно способен влиять на систему качества:
Организация и её заинтересованные стороны ожидают друг от друга соблюдение определённых параметров качества продукции и услуг.
Свои требования стороны выражают в явной или неявной форме:
Среди всех требований необходимо вычленить только те, которые относятся к системе управления качеством, задают правила её работы и функционирования организации в целом.
Постоянное изменение состава заинтересованных сторон, содержания их запросов влечёт за собой регулярный пересмотр возникающих рисков и открывающихся возможностей. Информирование и вовлечённость становится важным механизмом распространения стандартов.
На высшее руководство компании возлагается активная роль лидеров и «евангелистов» системы менеджмента качества. Они принимают на себя функцию инициатора внедрения системы качества. Их задачей становится:
Активная вовлечённость руководителей, их искренняя приверженность идее системного управления качеством позволяет достичь прорывных результатов в бизнесе.
Ответственность за соблюдение стандартов распределяется между всеми сотрудниками компании, а не фокусируется в одном функциональном подразделении.
Менеджмент качества становится ведущим рычагом управления эффективностью бизнеса.
Стандарт ISO 9001 2015 усиливает концепцию процессного подхода, которая легла в основу предшествующих версий.
Особое внимание уделяется тому, как выстроить логическую последовательность процессов и преобразовать ключевые элементы, входящими в процесс, в ожидаемые на выходе результаты.
Разница заключается в нескольких моментах:
Процессный подход с внедрённым циклом PDCA и мышлением, ориентированным на риск и поиск возможностей, делает систему управления качеством гибкой, органично соединяет её со стратегическим планированием, стимулирует организацию активно действовать и улучшаться.
Эксперты ИСО в версии стандарта 2015 года сосредоточились только на необходимых требованиях, которые действительно влияют на достижение целей качества:
Последняя версия позволяет организации отойти от формального подхода к внедрению системы управления качеством и сосредоточиться на конкретных обстоятельствах бизнеса, реальных ситуациях, работающих методах.
Вам также могут понадобиться: