Система управления охраной труда в организации

В действующей редакции ТК РФ (ст.212) устанавливается, что система управления охраной труда в компании должна создаваться под личным руководством работодателя. Кроме этого, на упомянутое лицо возложена обязанность достижения её функционирования с требуемой степенью эффективности.

Получить консультацию
Система управления охраной труда в организации

Алгоритм создания СУОТ

Говоря о системе управления охраной труда, для начала следует ознакомиться с положениями действующих законодательных актов и нормативов по упомянутому вопросу. Основными документами являются:

  • Закон под номером 197-ФЗ, датированный 30.12.01 (в редакции на 03.10.16). Этим документом был принят ТК РФ;
  • Стандарт под номером 12.0.230-2007, в котором сформулированы требования общего характера, отвечать им должна система управления охраной труда и промышленной безопасности. Настоящий ГОСТ Р Ростехрегулирования утвердил 169-ым приказом, изданным 10.07.07 (актуальная версия датирована 31.10.13);
  • Стандарт за номером 54934-2012/OHSAS 18001:2007. данный документ (ГОСТ Р) утверждён приказом № 154-ст, изданным Росстандартом 06.07.12;
  • Приказ № 438н, изданный Минтруда РФ 19.08.16, которым утверждено «Типовое положение». На основании данного документа работодатель обязан разработать свой вариант документа, адаптированный под конкретное предприятие.

Затем идёт собственно разработка системы управления охраной труда. Для того чтобы правильно организовать СУОТ, нормативами рекомендовано:

  • Составить сводный перечень опасных, вредных и тяжёлых факторов производственного характера, воздействие которых может испытать на себе сотрудник предприятия при выполнении должностных обязанностей;
  • Составить перечень (предварительный), включив в него рабочие места (с детализацией по структурным подразделениям объекта). По каждой позиции указывается травмоопасность и гигиенические параметры условий труда.

На основании данной предварительной информации и с соблюдением требований нормативов и актов правового характера, на следующем этапе создание и функционировании системы управления охраной труда предусматривает решение вопросов, связанных с:

  • Определением контингента сотрудников, которые при приёме на работу должны подвергаться предварительному медосмотру. А в процессе работы, периодическим осмотрам;
  • Определением видов работ и списка профессий, для бесплатного обеспечения СИЗ, обезвреживающими и смывающими средствами (с определением алгоритма выдачи и составлением соответствующей ведомости приобретения);
  • Выделением должностей, профессий и производств с вредными условиями (с учётом того, что речь идёт о системе управления охраной труда). Сотрудники, работающие в них, получают право на определённую компенсацию;
  • Выделением работ, проводимых исключительно по наряду-допуску, а также тех, которые должны соответствовать более высоким требованиям безопасности;
  • В рамках обеспечения функционирования СУОТ готовится предварительный список опасных видов работ и производственных процессов, который, после уточнения, утверждается. Прорабатывается список персонала, который занят на упомянутых работах. На них оформляется соответствующий допуск после того, как указанный персонал пройдёт подготовку для выполнения данных работ (на высоте, по обслуживанию трубопроводов и т.п.).

Чтобы деятельностью по охране труда было более удобно заниматься, формируется комплект нормативных документов правового характера, которыми регламентируется система управления охраной труда, адаптированная под конкретное предприятие. Он дополняется иными методическими и организационно-распорядительными документами.

Разработка «Положения о СУОТ предприятия» и иных документов

На основании документации, подготовленной на предыдущем этапе, определяется ориентировочный объём предстоящих работ в данном направлении. На основании данных расчётов разрабатывается «Положение», в котором детализируется структура системы управления охраной труда.

Следующим этапом работы в данном направлении является разработка инструкций, регламентирующих охрану труда для сотрудников на работы конкретных видов.

Для того чтобы вопросами охраны труда занимался весь персонал предприятия, создаётся специальная комиссия, представляющая интересы персонала, обеспечивая объективную оценку, сколь эффективна система управления охраной труда в организации.

На 1-ом этапе ввода в эксплуатацию производства, персонал проходит предварительную переподготовку или обучение, что санкционируется изданием приказов в рамках системы управления охраной труда СУОТ. При этом обучение обязаны проходить как рядовые работники, так и руководители.

Кроме обучения, работодатель организует для персонала инструктажи всех предусмотренных видов, включая вопросы электро и пожаробезопасности.

Сертификация на соответствие положениям стандарта 54934-2012 (ГОСТ Р)

Подтверждением того факта, что созданная в компании СУОТ работоспособна и действенна, является сертификация системы управления охраной труда на её соответствие положениям стандарта OHSAS 18001 (смотри выше).

Наличие подобного сертификата значительно повышает репутацию компании в глазах партнёров и потенциальных инвесторов, что положительно сказывается на росте прибыли.

Внедрение системы управления охраной труда снижает расходы владельца на выплаты штрафов при наступлении страховых случаев, т.к. число последних может быть сведено практически к нулю.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность руководителя предприятия по организации тесного взаимодействия с соответствующими государственными структурами и иными заинтересованными организациями по проблемам, касающимся охраны труда.

Важным положением, установленным законодательно, является требование о выделении на финансирование мероприятий охраны труда ≥ 0,2% суммы, затрачиваемой на производство товаров (предоставление услуг, выполнения работ и т.п.).